Пятница, 29.03.2024, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Теоретический лицей им. В.Маяковского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Работа кафедр » Кафедра социогуманитарных дисциплин

Православие и католичество: конфликт миров
11.08.2010, 07:48


                      Хомечко Игорь Иванович,  

              преподаватель теоретического лицея им. 

                             В.Маяковского, мун. Бэлць

 

  «Православие и католичество: конфликт миров»

 

   Принято считать, что великий раскол христианской церкви случился в 1054 году, когда константинопольский патриарх Михаил Кируларий и римский папа Лев IX через своего легата кардинала Гумберта обменялись анафемами. На самом деле эти события 1054г – лишь финальная точка глобального раскола в менталитете народов Западной и Восточной Европы, складывавшегося еще на протяжении длительного дохристианского периода. Именно эти глобальные, коренные различия в менталитете Запада и Востока Европы не только делают невозможным воссоединение Церкви, но и обуславливают противостояние этих геополитических регионов до сих пор.

   Менталитет Западной Европы складывался на основе римско-германской составляющей, а менталитет Восточной Европы – на основе греко-славянской составляющей. Это – диаметрально противоположные образы жизни, взаимоисключающие типы мировоззрения, обусловившие разницу в понимании Бога и канонических текстов, что приводит к схизме.

   Для начала рассмотрим различия между германскими и славянскими группами народов, тем более примечательные, что изначально они принадлежат к одному суперэтносу ариев, пришедших с севера в Индию во II тыс. до н.э. и отправившихся затем в Европу. К выводу об их общей идентичности мы приходим с помощью «доказательства внешнего вида» и ряда материальных источников – археологических культур.

   Римский историк Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» дал классическое описание внешности германцев: «Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление» [1]. Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами» упоминает: «И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они высокого роста и огромной силы. Цвет волос и кожи у них очень белый» [2]. Арабский путешественник Ибн Фадлан в Хв. так описывает славян: «Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом» [3]. Даже после монголо-татарского нашествия посол Рима в Москве в 1670-73гг. Рейтенфельс описывает русских следующим образом: "Волоса у них, по большей части, русые или рыжие, и они чаще стригут их, нежели расчесывают. Глаза у них большею частью голубые, но особенно ценят они серые, с неким огненно-красноватым блеском; большая часть их смотрит исподлобья и дико. Голова у них большая, грудь широкая..." [4]. На основе этих описаний мы можем сделать вывод об идентичности внешнего вида германцев и славян: высокий рост, русые волосы, голубые глаза, белые лица, стройность, крепкое телосложение, физическая сила.

   Взять Черняховскую культуру, существовавшую во II-IVвв. – хотя часть историков (П.Рейнеке) придерживаются версии, что она была сформирована готами, однако некоторые историки (академик Б.Рыбаков) на основе анализа данных археологических раскопок не без основания полагают, что она была сформирована древнеславянским племенем антов. Кем же на самом деле была образована Черняховская культура? Если принять во внимания нашу точку зрения: и славяне, и германцы – часть некогда единого суперэтноса, различающиеся только менталитетом, тогда логичным будет многочисленные совпадения в предметах быта, затрудняющие разрешение этой проблемы.

   Рассмотрим уникальную специфику социального устройства общества Индии, доставшуюся им в наследство после прихода ариев. Все общество там разделено на четыре основных варны – брахманы (жрецы, учёные, подвижники), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (слуги первых трех благородных варн). Эти варны, в свою очередь, делились на множество подкаст (на 1931г. – 3000 каст), исходя из профессии их представителей: араин – садовники, арора – торговцы, ахир - пастухи-скотоводы, а также земледельцы, бавури – корзинщики, багди - рыбаки и лодочники, байраги - нищенствующие монахи, бархай – плотники, бханги – мусорщики, бхиспи – водоносы, ваддар - каменщики и землекопы и т.д.

   Откуда возникла такая уникальная система общественной организации Индии? Логично предположить, что она была перенята у ариев, вместе с языком – санскритом, у которого очень много общего с современными европейскими языками: (as (быть, санскр.) – еси (старослав.), ist (нем.), est (лат.), is (англ.), pitar (отец, санскр.) – папа (рус.), der Fater (нем.), pater (лат.), Father (англ.) и т.д.). Только следует учитывать, что пришлые арии были суперэтносом, в котором на касты разделялись этносы. Так, германские народы в этом сперэтносе выполняли роль кшатриев (войнов), а славянские народы были брахманами (учеными, подвижниками, жрецами).

   Эти различия в профессиях обуславливают изначальные различия в менталитете, что мы можем проследить в языческой мифологии. Для воинов – германцев высшей доблестью было умереть с оружием в руках на поле боя. Это отражено в одном из центральных германских мифов – мифе о Вальгалле, чертоге убитых, принадлежавшем верховному богу Одину небесном замке павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, им прислуживают прекрасные девы – валькирии и вместо огня замок освещается блестящими мечами. А в перерывах между пирами герои вместе с Одином охотятся на диких зверей. Для того, чтобы попасть в этот рай, непременно необходимо было умереть в бою с оружием, а для того, чтобы это произошло, необходимо было постоянно воевать, ибо в мирное время невозможно выполнить это условие. Данный миф – наглядное свидетельство агрессивности менталитета германских народов, в отличие от славян, никогда не ставящих себе непременной цели умереть в бою.

   О том, что славянские народы выполняли функцию брахманов, а не вайшьев в этом суперэтносе, мы с уверенностью можем сделать вывод, детально проанализировав дальнейшее развитие славянского и, в частности, русского менталитета: упор на высокую духовность, сложный внутренний мир, извечные метания в поисках Истины, служение идее, забвение и пренебрежение материальной стороной жизни, и т.д., и т.п. Об этом же говорит нам и значительное количество славянских ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников в мировой культуре.

   Итак, арийский суперэтнос был разделен на этносы именно по профессиональному признаку, народы в нем, не слишком отличаясь по внешнему виду и материальной культуре, радикально отличались по менталитету. В дальнейшем, когда этот суперэтнос, уже разделившись по профессиональному признаку, вновь двинулся в Европу, логично, что впереди двигались воины – германские народы, их глобальной задачей было расчистить путь для брахманов – славян. Именно поэтому они дошли до самого Запада Европы, попутно сметя с лица земли абсолютно чуждую ариям цивилизацию кельтов, а славянские народы, двигаясь в арьергарде, вслед за ними, дошли только до Центральной и Восточной Европы, поселившись здесь.

   Теперь рассмотрим две другие составляющие европейского менталитета: греческую и римскую. Если греческая культура – это культура Слова, то римская – это культура Дела.

   Греки, отказавшись от войн и посвятив себя торговле, сформировали великую цивилизацию. Греки занимались науками, искусством, у них сформировалось созерцательное философское отношение к миру. Греки были творцами, созидателями, а созидателям изначально чужд свирепый и примитивный дух разрушения. Им чужды были идеи мирового господства и сверхгосударства, они жили небольшими полисами, а как только население полиса начинало существенно возрастать – основывали колонии, полностью независимые от метрополии. Ввиду этого у греков сформировался миролюбивый менталитет (за исключением Спарты, но она – исключение, лишь подтверждающее правило). Греки предпочитали торговать, а не воевать, это было намного выгоднее, поэтому грекам была чужда всяческая агрессивность.

   Римляне по духу своему были полной противоположностью грекам. Вот как характеризует их Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Европы»: «Римляне были варварами, варварами, не предшествовавшими расцвету, а следовавшими за ним. Бездушные, чуждые философии и искусства, наделенные животными инстинктами, доходящими до полной грубости, ценящие одни материальные успехи, они стоят между эллинской культурой и пустотой. Их воображение, направленное только на практическое - у них существовало сакральное право, регулировавшее отношения между богами и людьми, словно между частными лицами, но у них не было даже и следа мифа - представляет собою такое душевное качество, которое совершенно не наблюдается в Афинах. Перед нами греческая душа и римский интеллект...» [5]. Если греки наслаждались мирными театральными представлениями, то любимой забавой римлян стали бои гладиаторов, неизменно заканчивающиеся кровопролитием. Римляне, в силу своих особенностей, сформировали агрессивную имперскую цивилизацию. Одержимые идеей мирового господства, они основали настолько огромную империю, что ей даже было невозможно эффективно управлять, поэтому им пришлось разделить ее на две части – Западную и Восточную. Рим существовал только за счет грабежа и войн, поэтому агрессия – краеугольный камень римской цивилизации, без которого Рим не был бы Римом.

   В итоге, к моменту принятия христианства складываются два диаметрально противоположных менталитета: западноевропейский – агрессия германцев плюс агрессия римлян, и восточноевропейский – миролюбие и философский подход к миру славян и греков. Совершенно естественно, что в результате принятия христианства с самого начала возникает два диаметрально противоположных восприятия христианства: христианство Западной Европы и христианство Восточной Европы.

   Христианство Западной Европы, впоследствии – католичество и протестантизм, изначально ориентируется на агрессию по отношению к миру. Для него характерно стремление силой заставить оппонентов принять их точку зрения. Отсюда логически вытекают и крестовые походы, и инквизиция.

   До нас дошла историческая речь папы Урбана II, произнесенная им в 1095г на Клермонском соборе в записи хрониста Фульхерия Шартрского, лично присутствовавшего при ее произнесении:

    «Возлюбленные братья!

   Побуждаемый необходимостью нашего времени, я, Урбан, носящий с разрешения Господа знак апостола, надзирающий за всей землей, пришел к вам, слугам Божьим, как посланник, чтобы приоткрыть Божественную волю.

   О, сыны Божьи, поелику мы обещали Господу установить у себя мир прочнее обычного и еще добросовестнее блюсти права церкви, есть и другое, Божье и ваше, дело, стоящее превыше прочих, на которое вам следует, как преданным Богу, обратить свои доблесть и отвагу. Именно необходимо, чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на Востоке, о чем они уже не раз просили вас. Ибо в пределы Романии вторглось и обрушилось на них, о чем большинству из вас уже сказано, персидское племя турок, которые добрались до Средиземного моря, именно до того места, что зовется рукавом Св. Георгия. Занимая все больше и больше христианских земель, они семикратно одолевали христиан в сражениях, многих поубивали и позабирали в полон, разрушили церкви, опустошили царство Богово. И если будете долго пребывать в бездействии, верным придется пострадать еще более.

   И вот об этом-то деле прошу и умоляю вас, глашатаев Христовых, — и не я, а Господь, — чтобы вы увещевали со всей возможной настойчивостью людей всякого звания, как конных, так и пеших, как богатых, так и бедных, позаботиться об оказании всяческой поддержки христианам и об изгнании этого негодного народа из пределов наших земель. Я говорю (это) присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим, — так повелевает Христос.

   Если кто, отправившись туда, окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на море, или в сражении против язычников, отныне да отпускаются ему грехи. Я обещаю это тем, кто пойдет в поход, ибо наделен такой властью самим Господом.

   Пусть выступят против неверных, пусть двинутся на бой, давно уже достойный того, чтобы быть начатым, те, кто злонамеренно привык вести частную войну даже против единоверцев, и расточать обильную добычу. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями. Пусть справедливо бьются теперь против варваров те, кто в былые времена сражался против братьев и сородичей. Нынче пусть получат вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть увенчает двойная честь тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе. Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты; здесь враги Господа, там же станут ему друзьями» [6].

   Эта речь поразительно напоминает нам языческий миф о Вальгалле и убежденность германцев – язычников в том, что стоит умереть с оружием в руках на поле боя – и человек немедленно попадет в рай. И не имеет особого значения, языческий ли это рай – Вальгалла, или же католический, достижимый через отпущение грехов. Как мы видим, христианство Западной Европы было ассимилировано агрессивным языческим менталитетом, что и стало причиной крестовых походов и религиозной нетерпимости, которые абсолютно невозможны в миролюбивом христианстве Восточной Европе – Православии.

   Вспомним лишь одно ярчайшее проявление религиозной нетерпимости – знаменитую Варфоломеевскую ночь, массовую резню гугенотов во Франции, устроенную католиками в ночь на 24 августа 1572г, в канун дня святого Варфоломея. Волна насилия прокатилась тогда по Парижу, а позже - по другим городам и селам, вылившись в массовую резню, длящуюся на протяжении нескольких недель. Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Париж оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с должником, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов, король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа. Количество жертв до сих пор спорно и варьируется от 5000 до 30000 человек.

   А ведь Варфоломеевская ночь была далеко не единственной, по всей Западной Европе полыхали религиозные войны между католиками и протестантами! Языческая агрессия вовсю рвалась наружу, прикрываясь именем Иисуса и символом креста.

   Еще одно неоспоримое доказательство агрессивности католичества – инквизиция. Термин «инквизиция» произошёл от лат. inquisitio, означающего «исследование». Термин был широко распространён в праве ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями. В 1215г. папой Иннокентием III был создан Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция». Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229г. Этот институт достиг своего апогея в 1478г., когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. По статистическим данным, собранным в труде Льоренте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 гг. было 341 021 чел.; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 — in effigie, 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям. Но эти данные не включают в себя, во-первых, период с 1215 по 1481 гг., во-вторых, Льоренте приводит данные лишь по одной стране – Испании. Общее же число жертв инквизиции точно неизвестно и составляет по разным данным от несколько миллионов человек до десяти – двенадцати миллионов человек.

   Но такая, несомненно, кровожадная агрессия в корне противоречит изначально миролюбивому учению Иисуса и является прямым нарушением основ Его вероучения, изложенных в ключевом месте Нового Завета – Нагорной Проповеди.

   Вот что завещал нам Иисус:

   «Вы слышали, что сказано древним:

не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

   А Я говорю вам, что всякий,

гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;

кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону;

а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

   Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику

и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

оставь там дар твой пред жертвенником,

и пойди прежде примирись с братом твоим,

и тогда приди и принеси дар твой.

   Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним,

чтобы соперник не отдал тебя судье,

а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» [7].

(Матф, Гл V, 21-26).

   «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

   А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

   Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

   И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?».

(Матф, Гл V, 43-47) [8].

   Христианство Западной Европы – и католичество, и различные конфессии протестантизма, в силу своей, заложенной еще в древние времена язычества, агрессивности, на деле отвергают Иисуса и Его учение. И только православие, основанное на миролюбии и миросозерцании, внутренне готово воспринять подлинное учение Иисуса, и на деле воспринимает его.

   Ошибкой будет считать, что это различие в менталитетах Западной и Восточной Европы сейчас уже не существует, канув в Лету. Достаточно посмотреть на сегодняшнее поведение адептов протестантских конфессий: они ведут агрессивную пропаганду, буквально ловя нас за руку на улицах городов, от них не спрятаться даже в квартирах, ибо они ходят и по домам, улавливая души заблудших. Вот она, агрессия на деле: мы для них – лишь объект охоты, дичь, которую нужно заполучить в свои силки. И сравните это поведение с поведением наших православных священников – огромная разница! Православный священник не будет хватать вас за руку и силком тащить в Церковь, это немыслимо, это противно духу Православия, приемлющего только убеждение и веру, отвергающего насилие над человеком и его свободой выбора.

   Это коренное различие менталитетов народов Западной и Восточной Европы никогда не исчезнет, обуславливая извечное геополитическое, религиозное, культурное и временами даже военное противостояние Запада и Востока. Как точно подметил английский писатель Джозеф Редъярд Киплинг в своей «Балладе о Востоке и Западе»:

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,

и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей

на Страшный господень суд» [9].

 

 

________________________

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1- Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том 1. Анналы. Малые произведения, Москва, Ладомир, 1993, «О происхождении германцев и местоположении Германии», пп. 4,20

2- Прокопий из Кесарии. «Война с готами» / Пер. С.П. Кондратьева. - М.,1950. - с. 298

3- Крачковский А.П. «Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.», Изд. Харьковского Государственного университета, Харьков, 1956, с. 141

4- Утверждение династии. // Яков Рейтенфельс «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», М. Фонд Сергея Дубова. 1997, с. 345

5- Освальд Шпенглер «Закат Европы», том 1, «Образ и действительность», Новосибирск, 1993. с. 69

6- М.А.Заборов «История крестовых походов в документах и материалах», М, 1977, С. 48-49

7- Новый Завет, Евангелие от Матфея, Гл. V, ст. 21-26

8- Новый Завет, Евангелие от Матфея, Гл. V, ст. 43-47

9-Редъярд Киплинг «Баллада о Востоке и Западе», (перевод Е.Полонской).

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. К.Тацит «О происхождении германцев и местоположении Германии»;
  2. Прокопий Кесарийский «Война с готами»;
  3. Шпенглер О. «Закат Европы»;
  4. Алексеев В.П. «Краниология народов Восточной Европы и Кавказа в связи с проблемами их происхождения»;
  5. Хить Г.Л. «Дерматоглифика народов СССР»;
  6. Рейтенфельс Я. «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии»;
  7. Заборов М.А. «История крестовых походов в документах и материалах»;
  8. Крачковский А.П. «Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.»;
  9. Лебедев А.П. «История разделения церквей IX, X и XI веках»;
  10. Х.А.Льоренте. «История испанской инквизиции»;
  11. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян»;
  12. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси»;
  13. Магомедов, Б.В. «Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья»;
  14. Куценков А.А. «Эволюция индийских каст»;
  15. Д.Крузе «Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне»;
  16. Поликарпов B.C. «История религий. Лекции и хрестоматия».

                                                                     


Категория: Кафедра социогуманитарных дисциплин | Добавил: tlmbalti
Просмотров: 2081 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz