Значение средств преподавания ( обучения ) для повышения эффективности преподавания.
20.07.2010, 11:20
Значение средств
преподавания ( обучения ) для повышенияэффективности преподавания.
Учитель: Грибенюк Е.Д.,
учитель биологии ( II дидактическая степень ).
Образовательная политика Молдовы на
современном этапе ориентируется на принципы личностно-ориентированного обучения, одним из
которых является принцип необходимого разнообразия дидактических стратегий.
Дидактическая
стратегия ( Иоанн Чергит, 1983 ) сводится
к двойной педагогической опции: опции, предназначенной «для определённого
способа комбинирования методов, приёмов, средств обучения, форм
организации обучения»; опции, предназначенной «для определённого подхода к
обучению через эвристическую постановку проблемы, алгоритмизацию,
экспериментальное изучение и т.п.». Иными словами, обеспечение эффективного
использования средств обучения, наряду с другими выше названными необходимыми
условиями, способствует реализации одного из принципов современной педагогики.
Что такое средства преподавания (
обучения )?
Приведём несколько определений данного понятия:
1. Средство обучения – это объект, который использован
учителем и учащимися для усвоения новых знаний ( А.Курачицкая, 2008 ).
2. Средства обучения ( преподавания, СП ) – объекты,
созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в
образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента
деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения,
воспитания и развития.
3. Средства обучения – дидактические «орудия» ( инструменты
) в форме объективных или физических материалов, которые в числе методов
способствуют эффективнойреализации
преподавательско-обучающей деятельности.
Суть этих трёх определений
сводится к краткому определению: средства обучения – инструменты,
используемые для достижения учебных и воспитательных целей.
Термину СП или средства обучения соответствую эквиваленты:
«учебное
оборудование»
«учебно-наглядные
и учебные пособия»
«дидактические
средства» или «дидактические материалы».
Существуют различные типы СП:
Печатные
( учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал – при эффективной интеграции их в
дидактический процесс дают 10% усвоения материала ).
Наглядные
плоскостные ( записи на доске, плакаты, настенные карты, иллюстрации,
магнитные доски и т.д. – дают до 30% усвоения материала ).
Аудиовизуальные
( слайды, диафильмы, аудиозаписи, видеофильмы, учебные кинофильмы, DVD и
CD-носители – дают 20% усвоения материала ).
Демонстрационные
модели ( гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели – дают 30% усвоения ).
Слово
учителя ( преподавателя ) – 5% усвоения материала.
Электронные
( мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, энциклопедии,
цифровая техника ( микроскоп, камера ) – дают до 70% усвоения материала ).
СП можно классифицировать по
различным критериям, но любая классификация будет доказывать, что для
эффективного процесса обучения необходимо разнообразить их на уроках в
соответствии с поставленными целями, ожидаемыми компетенциями, содержанием и
методами.
Какова же роль СП в образовательном
процессе?
Наряду
с живым словом учителя и ученика являются компонентом процесса обучения;
Позволяют
сочетать разные виды подачи информации и дают возможность лучше
познакомиться с окружающим миром;
Многоплановое
воздействие на обучаемого позволяет лучше усваивать материал;
Современные
СП позволяют увеличить скорость подачи, информированность и глубину
познания учебного материала учениками, формируется более прочная и
мобильная структура знаний, умений и навыков;
Оказывают
большое влияние на все другие компоненты учебно-воспитательного процесса (
например, формы и методы ).
Каким
образом средства обучения влияют на методы обученияи как связаны с содержанием?
Метод – способ
организации учебного процесса, наличие того или иного материала позволяет
осуществить определённые методы обучения. Иными словами, реализация методов
обучения невозможна без помощи определённых СП ( это инструменты для методов
обучения ). В то же время, СП должны соответствовать выбранным к уроку методам,
непродуманное их использование в отрыве от методов не даёт нужных результатов
обучения. Примеры представлены в табл.1:
Таким образом, методы определяют, какие СП будут
использоваться, а с помощью дидактического материала поддерживаются ( осуществляются
) методы преподавания.
СП тесно связаны и с содержанием урока: с одной стороны от
содержания зависит, какие средства обучения будут выбраны для его
подтверждения, кроме того, содержание определяет выбор эпизодов для мотивации (
эпиграф, проблемный вопрос ); с другой стороны средства преподавания:
подтверждают
основное содержание,
выявляют
новую точку зрения на содержание,
структурируют
содержание так, чтобы можно было сравнивать, сопоставлять,
служат
для разъяснения материала,
усиливают
интерес к содержанию ( по новому описывают предмет или явления ),
служат
для мотивации к изучению темы,
содержат
задания для дальнейшей самостоятельной работы учащихся,
помогают
реализовать межпредметные связи.
От чего зависит выбор средств обучения на
уроке?
От
целей ( ожидаемых компетенций ),
От
содержания ( продумывается целесообразность использования тех или иных
СП, они должны интегрироваться в урок ),
От
возрастных и интеллектуальных особенностей класса,
От
методов ( исследовательский: демонстрационные, учебные приборы, работа с
живым объектом и др. ),
От
материальной базы ( наличие или отсутствие тех или иных средств ).
При отборе к уроку средств обучения необходимо
придерживаться следующих принципов:
учёт
возрастных и психологических особенностей учащихся;
гармоничное
использование разнообразных СП, т.е. целенаправленное воздействие на
эмоции, сознание, поведение ребёнка через систему восприятия в целях
обучения;
учёт
дидактических целей;
СП
должны способствовать сотрудничеству на уроке;
приоритет
правил безопасности в использовании средств обучения;
определение
последовательности, с которой СП будут использованы;
каждый
вид СП должен использоваться с конкретной целью.
Если учтены все
принципы отбора СП на уроке, изложенные выше, то правильность их выбора будет
обеспечена. Проанализировать это можно по эффективности учебного процесса:
интерес
учащихся к теме ( проявляется в их активности на уроке ),
достижение
целей ( а) степень усвоения материала каждым учащимся; б) приобретение
ожидаемых компетенций ( умений и навыков ) – данный показатель
определяется с помощью различных форм оценивания ).