Среда, 24.04.2024, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Теоретический лицей им. В.Маяковского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Работа кафедр » Кафедра естественных наук

Значение средств преподавания ( обучения ) для повышения эффективности преподавания.
20.07.2010, 11:20

Значение средств преподавания ( обучения ) для повышения эффективности преподавания.

 

Учитель: Грибенюк Е.Д., учитель биологии ( II дидактическая степень ).

 

   Образовательная политика Молдовы на современном этапе ориентируется на принципы  личностно-ориентированного обучения, одним из которых является принцип необходимого разнообразия дидактических стратегий.

   Дидактическая стратегия  ( Иоанн Чергит, 1983 ) сводится к двойной педагогической опции: опции, предназначенной «для определённого способа комбинирования методов, приёмов, средств обучения, форм организации обучения»; опции, предназначенной «для определённого подхода к обучению через эвристическую постановку проблемы, алгоритмизацию, экспериментальное изучение и т.п.».  Иными словами, обеспечение эффективного использования средств обучения, наряду с другими выше названными необходимыми условиями, способствует реализации одного из принципов современной педагогики.

 

         Что такое средства преподавания ( обучения )?

Приведём несколько определений данного понятия:

1. Средство обучения – это объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний ( А.Курачицкая, 2008 ).

2. Средства обучения ( преподавания, СП ) – объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

3. Средства обучения – дидактические «орудия» ( инструменты ) в форме объективных или физических материалов, которые в числе методов способствуют эффективной  реализации преподавательско-обучающей деятельности.

  Суть этих трёх определений сводится к краткому определению: средства обучения – инструменты, используемые для достижения учебных и воспитательных целей.

Термину СП или средства обучения соответствую эквиваленты:

  • «учебное оборудование»
  • «учебно-наглядные и учебные пособия»
  • «дидактические средства» или «дидактические материалы».

 

Существуют различные типы СП:

  1. Печатные ( учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал – при эффективной интеграции их в дидактический процесс дают 10% усвоения материала ).
  2. Наглядные плоскостные ( записи на доске, плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски и т.д. – дают до 30% усвоения материала ).
  3. Аудиовизуальные ( слайды, диафильмы, аудиозаписи, видеофильмы, учебные кинофильмы, DVD и CD-носители – дают 20% усвоения материала ).
  4. Демонстрационные модели ( гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели – дают 30% усвоения ).
  5. Учебные приборы ( компас, барометр, колбы и т.д. – 30% усвоения ).
  6. Слово учителя ( преподавателя ) – 5% усвоения материала.
  7. Электронные ( мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, энциклопедии, цифровая техника ( микроскоп, камера ) – дают до 70% усвоения материала ).

СП можно классифицировать по различным критериям, но любая классификация будет доказывать, что для эффективного процесса обучения необходимо разнообразить их на уроках в соответствии с поставленными целями, ожидаемыми компетенциями, содержанием и методами.

 

      Какова же роль СП в образовательном процессе?

  1. Наряду с живым словом учителя и ученика являются компонентом процесса обучения;
  2. Позволяют сочетать разные виды подачи информации и дают возможность лучше познакомиться с окружающим миром;
  3. Многоплановое воздействие на обучаемого позволяет лучше усваивать материал;
  4. Современные СП позволяют увеличить скорость подачи, информированность и глубину познания учебного материала учениками, формируется более прочная и мобильная структура знаний, умений и навыков;
  5. Оказывают большое влияние на все другие компоненты учебно-воспитательного процесса ( например, формы и методы ).

 

            Каким образом средства обучения влияют на методы обучения  и как связаны с содержанием?

     Метод – способ организации учебного процесса, наличие того или иного материала позволяет осуществить определённые методы обучения. Иными словами, реализация методов обучения невозможна без помощи определённых СП ( это инструменты для методов обучения ). В то же время, СП должны соответствовать выбранным к уроку методам, непродуманное их использование в отрыве от методов не даёт нужных результатов обучения. Примеры представлены в табл.1:



   Таким образом, методы определяют, какие СП будут использоваться, а с помощью дидактического материала поддерживаются ( осуществляются ) методы преподавания.

   СП тесно связаны и с содержанием урока: с одной стороны от содержания зависит, какие средства обучения будут выбраны для его подтверждения, кроме того, содержание определяет выбор эпизодов для мотивации ( эпиграф, проблемный вопрос ); с другой стороны средства преподавания:

  1. подтверждают основное содержание,
  2. выявляют новую точку зрения на содержание,
  3. структурируют содержание так, чтобы можно было сравнивать, сопоставлять,
  4. служат для разъяснения материала,
  5. усиливают интерес к содержанию ( по новому описывают предмет или явления ),
  6. служат для мотивации к изучению темы,
  7. содержат задания для дальнейшей самостоятельной работы учащихся,
  8. помогают реализовать межпредметные связи.

 

              От чего зависит выбор средств обучения на уроке?

    • От целей ( ожидаемых компетенций ),
    • От содержания ( продумывается целесообразность использования тех или иных СП, они должны интегрироваться в урок ),
    • От возрастных и интеллектуальных особенностей класса,
    • От методов ( исследовательский: демонстрационные, учебные приборы, работа с живым объектом и др. ),
    • От материальной базы ( наличие или отсутствие тех или иных средств ).

 

При отборе к уроку средств обучения необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. учёт возрастных и психологических особенностей учащихся;
  2. гармоничное использование разнообразных СП, т.е. целенаправленное воздействие на эмоции, сознание, поведение ребёнка через систему восприятия в целях обучения;
  3. учёт дидактических целей;
  4. СП должны способствовать сотрудничеству на уроке;
  5. приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
  6. определение последовательности, с которой СП будут использованы;
  7. каждый вид СП должен использоваться с конкретной целью.

 

  Если учтены все принципы отбора СП на уроке, изложенные выше, то правильность их выбора будет обеспечена. Проанализировать это можно по эффективности учебного процесса:

  1. интерес учащихся к теме ( проявляется в их активности на уроке ),
  2. достижение целей ( а) степень усвоения материала каждым учащимся; б) приобретение ожидаемых компетенций ( умений и навыков ) – данный показатель определяется с помощью различных форм оценивания ).
Категория: Кафедра естественных наук | Добавил: tlmbalti
Просмотров: 9230 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.2/8
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz