Пятница, 29.03.2024, 15:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Теоретический лицей им. В.Маяковского

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Работа кафедр » Кафедра естественных наук

Активизация работы с учащимися с повышенной мотивацией
20.07.2010, 11:33

 «Активизация  работы с учащимися  с

повышенной  мотивацией».

 

  Грибенюк  Е.Д. ( учитель  биологии  II дид. степени )

 

   В концепции модернизации Куррикулума определена необходимость сделать процесс обучения  более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам общества и ориентациям обучающихся, способным обеспечить им осознанный выбор профессии и успешную социализацию. Для осуществления на практике основных принципов современного образования в РМ ( развитие личности, гуманизация, демократизация, дифференциация ) необходимо изменить содержание и разнообразить технологии обучения. Технологический подход в преподавании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника лицея, обладающего не только ЗУН, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность, поэтому в основе построения уроков должен доминировать деятельностный подход ( вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, лабораторные и практические работы, конкурсы и т.д. ).

   Уровень мотивации каждого школьника определяется различными объективными и субъективными причинами, рассмотрение которых выходит за рамки темы данного доклада.

   Задача моего выступления заключается в том, чтобы рассмотреть некоторые формы и методы работы с учащимися, проявляющими повышенный познавательный интерес.

   Наличие в различных классах лицея учащихся с высоким уровнем мотивации предъявляет высокие требования к преподавательскому составу. Значительный объём программы и большое количество фактического материала при небольшом количестве отведённого на его изучение времени, требуют  серьёзной переработки материала. В такой ситуации для учащихся с повышенной  мотивацией образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а процессом формирования определённого типа мировоззрения ( в зависимости от профиля предмета: н-р, естественнонаучного, гуманитарного и т.п. ).

   В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников ( телевидение, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, Интернет ), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика в процесс поиска ответов на вопросы: «А почему это так?», «Что могло привести к этому?» и т.д.

   В процессе проблемного обучения используются методы различного уровня сложности.

Это может быть эвристическая беседа ( когда перед учащимися ставится проблемная задача, а затем задаются ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи ). При частично-поисковом методе ученики решают проблемную задачу самостоятельно. Метод выявления причинно-следственных связей ( н-р, строение – функция, строение – образ жизни ) помогает добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. И, наконец, это может быть обращение к собственным наблюдениям учеников при общении с окружающим миром ( н-р, живой природой на даче, во дворе, в лесу ).

   Только разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и не утомительными. А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться, не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы.

   При проведении уроков необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Из множества типов уроков, помимо традиционных комбинированных, следует проводить и другие нетрадиционные типы уроков, а также интегрированные и транспредметные уроки.

   Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построения логических схем, определения основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.

   Итак, исходя из вышесказанного, основными методами и формами работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются: проблемное обучение, самостоятельные, практические работы, работа с дополнительными источниками информации, реферирование, эксперименты, интересные итемы в контрольных работах, а также благоприятная психологическая атмосфера на уроках.

   Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков, внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.

   Основными принципами внеурочной работы с учениками с повышенной мотивацией, предложенными Ф.А. Маликовой, являются:

  • Использование системы предметных олимпиад как средство мотивации учебной дея- тельности;
  • Добровольность участия;
  • Регулярность проведения занятий;
  • Разнообразие форм деятельности с преобладанием активных направлений;
  • Постоянный мониторинг ЗУН;
  • Организация преемственности ( разновозрастные группы ), участие в работе «ветеранов» олимпиад;
  • Создание и пополнение «базы данных» ( учебно-методический комплекс ) на бумажных и электронных носителях;
  • Систематическая  самостоятельная подготовка учащихся.

 

   На внеурочных занятиях разновозрастные группы позволят «ветеранам» олимпиад проявить себя в роли лекторов, консультантов и просто старших товарищей. Для младших же участие в подобной работе – не просто приобретение разностороннего опыта, но и самая лучшая мотивация к учёбе. Учащиеся старших классов при углублённом изучении предмета используют не столько школьные учебники, содержащие базовые знания, сколько специальную учебную литературу для ВУЗов. Углублённая подготовка учащихся в нашем лицее, к примеру по биологии, ориентирована на требования муниципальных и республиканских олимпиад, БАК.

   На таких внеурочных занятиях эффективны лекции с обратной связью, разбор различных по сложности заданий и тестов, выполнение практических работ, осуществление проектной деятельности, проведение интеллектуальных игр на эрудированность по предмету.

   Особое место в работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской деятельности  изучают важнейшие методы научного познания, знакомятся с методами математического и имитационного моделирования, методиками обработки экспериментальных данных. К серьёзной исследовательской работе школьников необходимо приобщать постепенно: в VIII – IX классах предоставить им возможность выступить с небольшими сообщениями по результатам наблюдений; в профильных  X – XII классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники могут выполнять более серьёзные исследовательские работы.

   Научно-практические конференции – заключительный этап исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. Творчество учащихся проявляется в создании презентации своей работы, в умении её представить. Научная работа учащихся  способствует не только усвоению школьниками суммы знаний, но и способов деятельности.

  Таким образом, подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что работа с учениками с повышенной мотивацией, конечно, требует от учителя больших затрат времени, творческого подхода к обучению, к внеклассной работе, но именно в такой работе проявляется профессионализм педагога, в успехах его одарённых учеников происходит и самовыражение самого учителя, а также определяет статус  учебного заведения. Поэтому назрела необходимость активизировать работу  с учениками с повышенным познавательным интересом.

Категория: Кафедра естественных наук | Добавил: tlmbalti
Просмотров: 7795 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz