Активизация работы с учащимися с повышенной мотивацией
20.07.2010, 11:33
«Активизацияработы с учащимися с
повышенноймотивацией».
ГрибенюкЕ.Д. ( учительбиологииII
дид. степени )
В концепции модернизации Куррикулума определена
необходимость сделать процесс обученияболее индивидуализированным, отвечающим реальным запросам общества и
ориентациям обучающихся, способным обеспечить им осознанный выбор профессии и
успешную социализацию. Для осуществления на практике основных принципов
современного образования в РМ ( развитие личности, гуманизация,
демократизация, дифференциация ) необходимо изменить содержание и разнообразить
технологии обучения. Технологический подход в преподавании продиктован
необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки
выпускника лицея, обладающего не только ЗУН, но и такими личностными
качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях
страны. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность,
поэтому в основе построения уроков должен доминировать деятельностный подход (
вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные,
проблемно-поисковые, лабораторные и практические работы, конкурсы и т.д. ).
Уровень мотивации каждого школьника определяется различными
объективными и субъективными причинами, рассмотрение которых выходит за рамки
темы данного доклада.
Задача моего выступления заключается в том, чтобы рассмотреть
некоторые формы и методы работы с учащимися, проявляющими повышенный
познавательный интерес.
Наличие в
различных классах лицея учащихся с высоким уровнем мотивации предъявляет
высокие требования к преподавательскому составу. Значительный объём программы и
большое количество фактического материала при небольшом количестве отведённого
на его изучение времени, требуютсерьёзной переработки материала. В такой ситуации для учащихся с повышенноймотивацией образовательная
сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е.
обучение должно стать не простой передачей определённой суммы знаний, а
процессом формирования определённого типа мировоззрения ( в зависимости от
профиля предмета: н-р, естественнонаучного, гуманитарного и т.п. ).
В наше время,
когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников (
телевидение, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, Интернет
), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика
в процесс поиска ответов на вопросы: «А почему это так?», «Что могло привести к
этому?» и т.д.
В процессе
проблемного обучения используются методы различного уровня сложности.
Это может быть эвристическая беседа ( когда перед учащимися
ставится проблемная задача, а затем задаются ряд последовательных
взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи ). При
частично-поисковом методе ученики решают проблемную задачу самостоятельно.
Метод выявления причинно-следственных связей ( н-р, строение – функция,
строение – образ жизни ) помогает добиться осознанных знаний и заложить
фундамент мировоззрения учащихся. И, наконец, это может быть обращение к
собственным наблюдениям учеников при общении с окружающим миром ( н-р, живой
природой на даче, во дворе, в лесу ).
Только
разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и не утомительными.
А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться,
не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы.
При проведении уроков необходимо учитывать характерное для
учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность
и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Из
множества типов уроков, помимо традиционных комбинированных, следует проводить
и другие нетрадиционные типы уроков, а также интегрированные и транспредметные
уроки.
Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения
сравнительных таблиц, построения логических схем, определения основных понятий.
В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно
ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать,
творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют
главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать
ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства. А это и
есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует
ученика к познанию.
Итак, исходя из вышесказанного, основными методами и формами
работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются: проблемное
обучение, самостоятельные, практические работы, работа с дополнительными
источниками информации, реферирование, эксперименты, интересные итемы в
контрольных работах, а также благоприятная психологическая атмосфера на уроках.
Как показывает
практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь
временем уроков, внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и
направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих
способностей.
Основными
принципами внеурочной работы с учениками с повышенной мотивацией, предложенными
Ф.А. Маликовой, являются:
Использование
системы предметных олимпиад как средство мотивации учебной дея- тельности;
Добровольность
участия;
Регулярность
проведения занятий;
Разнообразие
форм деятельности с преобладанием активных направлений;
Постоянный
мониторинг ЗУН;
Организация
преемственности ( разновозрастные группы ), участие в работе «ветеранов»
олимпиад;
Создание
и пополнение «базы данных» ( учебно-методический комплекс ) на бумажных и
электронных носителях;
На внеурочных занятиях разновозрастные группы позволят
«ветеранам» олимпиад проявить себя в роли лекторов, консультантов и просто
старших товарищей. Для младших же участие в подобной работе – не просто
приобретение разностороннего опыта, но и самая лучшая мотивация к учёбе.
Учащиеся старших классов при углублённом изучении предмета используют не столько
школьные учебники, содержащие базовые знания, сколько специальную учебную
литературу для ВУЗов. Углублённая подготовка учащихся в нашем лицее, к примеру
по биологии, ориентирована на требования муниципальных и республиканских
олимпиад, БАК.
На таких внеурочных занятиях эффективны лекции с обратной
связью, разбор различных по сложности заданий и тестов, выполнение практических
работ, осуществление проектной деятельности, проведение интеллектуальных игр на
эрудированность по предмету.
Особое место в
работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает
научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в
ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы
некоторые из своих дарований. Задача учителя создать и поддержать творческую
атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской
деятельностиизучают важнейшие методы
научного познания, знакомятся с методами математического и имитационного
моделирования, методиками обработки экспериментальных данных. К серьёзной
исследовательской работе школьников необходимо приобщать постепенно: в VIII –
IX классах предоставить им возможность выступить с небольшими сообщениями по
результатам наблюдений; в профильныхX –
XII классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным
багажом теоретических знаний, старшеклассники могут выполнять более серьёзные
исследовательские работы.
Научно-практические конференции – заключительный этап
исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под
руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. Творчество учащихся
проявляется в создании презентации своей работы, в умении её представить.
Научная работа учащихсяспособствует не
только усвоению школьниками суммы знаний, но и способов деятельности.
Таким образом, подводя
итог своему выступлению, хочу сказать, что работа с учениками с повышенной
мотивацией, конечно, требует от учителя больших затрат времени, творческого
подхода к обучению, к внеклассной работе, но именно в такой работе проявляется
профессионализм педагога, в успехах его одарённых учеников происходит и
самовыражение самого учителя, а также определяет статусучебного заведения. Поэтому назрела
необходимость активизировать работус
учениками с повышенным познавательным интересом.